Skip to content

Что такое школьная зрелость?


shlolnaja-zrelost

Ваш ребенок скоро станет школьником. Каждой семье важно, чтобы в школе ребенку было интересно учиться, чтобы одноклассники с ним дружили, а учителя радовались его любознательности. Поэтому перед приближением 1 сентября многие родители задумываются о том, что же важно за оставшееся время сделать, чтобы помочь ребенку быть успешным в школе.

Как определить, готов ли ребенок к школе?

Несомненно, это актуальный вопрос. Что значит этот термин - «школьная зрелость» (или его аналог «готовность к школе»)? Обратимся к мнениям психологов и педагогов. Они выделяют три уровня школьной зрелости (высокую, среднюю, низкую) и подразделяют готовность к обучению в школе на общую и специальную.

Под специальной готовностью понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

В общую готовность включены: психологическая, нравственно-волевая, физическая.

Между обозначенными направлениями подготовки (специальная, общая) существует тесная, взаимообусловливающая результат связь: общая готовность составляет основу для специальной готовности ребенка к школе.То есть, чем ярче проявляются составляющие общей готовности, тем выше уровень школьной зрелости.

Кратко рассмотрим элементы общей готовности, которые непосредственно влияют на адаптацию и обучение в школе.

Физическая готовность ребенка - это не только хорошее состояние здоровья, но и готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений. Важно помнить и о том, что школьнику необходимо высидеть несколько уроков по 40 минут, а так же выполнять каждый день домашние задания. То есть, состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу, а так же соблюдать основные физиологические правила: режим дня, правильная поза за столом (осанка) и т.п.

Нравственно-волевая готовность предполагает, что ребенок должен быть коммуникабельным, то есть, уметь общаться со сверстниками и взрослыми. А так же понимать и признавать правила;адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников. Эта готовность включает в себя такие качества как: самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость и дисциплинированность.

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает формирование нового этапа в психологическом развитии - «внутренней позиции школьника»:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа (например, в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела).

Но как оценить готовность к школе до начала обучения?

Для оценки как специальной, так и общей готовности ребенка к школе используется стандартная процедура «диагностика готовности к школьному обучению».

Высокий уровень школьной зрелости будет характеризоваться такими критериями: ребенок готов к школьному обучению, если умет общаться со сверстниками и взрослыми (соблюдая правила этикета), договариваться, доводить начатое дело до конца; если у него сформировалось положительное отношение к школе, старательность, умение прилагать усилия для достижения цели и т.д. Также хорошо, если ребенок умеет писать элементы букв и цифр, читать по слогам, различать понятия «число», «количество», считать до 10 и обратно. Эти элементы специальной готовности помогут быстро адаптироваться к школе и сделать обучение более успешным.

Низкий уровень школьной зрелости приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в адаптации и обучению в дальнейшем.

© Кузьмина Ася Анатольевна,
дошкольный педагог, психолог Центра "Буква".

Записаться на занятия

Дополнительное образование репетиторский центр "Буква"
г. Новокузнецк, улица. Энтузиастов, д. 30, офис. 209а
Телефон: +7 (904) 371-91-47
Мы работаем ежедневно с 10:00 до 20:00