Средства выразительности – это средство, инструмент или речевой оборот, придающий высказываниям образный, красочный характер. В основном их делят на синтаксические, лексические и фонетические. На особой позиции находятся различные элементы художественной изобразительности, включая олицетворение, звукозапись, гиперболы, метафоры. Сочетая различные средства выразительности ЕГЭ, включая предложения, словосочетания, слова или даже звуки, можно эффективно использовать речь и сделать ее более выразительной.
Лексические средства выразительности
Под этой категорией понимаются слова, фразы или даже целые предложения, которые используются в переносном значении. Это всевозможные разновидности тропов. Использование элементов этой категории в переносном значении основывается на сходстве предметов.
Средства
Благодаря богатству лексики обогатить речь можно с помощью таких средств выразительности, как:
- Антоним. Слова относятся к одной части речи, но значение у них всегда противоположное. Пример: легкий – тяжелый, мягкий – твердый.
- Контекстные антонимы. Являются антонимами лишь в тексте, хотя сами по себе их значения не противопоставлены. Пример: лед и пламя, проза и стихи.
- Синонимы. Относятся в одной части речи, обладают близким или одинаковым значением с лексической точки зрения. Пример: Он всегда казался тяжелым, грузным и увесистым.
- Контекстные синонимы. Слова синонимами не являются по своей сути, но могут использоваться в тексте для более полного описания. Пример: луна, месяц, мрак, туман.
- Фразеологизмы. К ним относятся устойчивые сочетания, которые всегда постоянны по значению и составу. Как правило, это образные выражения, которые используют для придания тексту большей экспрессивности. Пример: авгиевы конюшни – то есть запустение, грязь; битый час – очень долго; вгонять в краску – стеснять, смущать.
- Диалектизмы. Часто используются в рамках определенной местности или культурной группы. Пример: баять, то есть рассказывать или гай, то есть лесистая местность.
- Неологизмы. Слова или выражения, которые возникли из-за появления новых предметов, для усиления выразительности. Часто заимствуется из других языков. Пример: сеошник, айтишник, каршеринг, смузи.
- Устаревшие слова, архаизмы, историзмы. Не применяются в повседневной жизни, а потому понятия и предметы, которые они олицетворяли, вышли из обихода, либо у слов появились более современные синонимы. Пример: очи, персты, кафтан, аршин, крепостной.
- Просторечные слова. Относится к нелитературным средствам выразительности. Пример: башка, болтовня, обормот, сачковать.
- Разговорные слова. Имеют непринужденный характер и используются в повседневной речи. Пример: шумиха, окошко, дотошный, ютиться, чуточку, этакий и т.д.
- Термины. Используются в качестве понятий в технике, искусстве, науке, сельском хозяйстве и т.д. Часто такие слова создаются на основе греческих либо латинских корней. Однозначны и не имеют синонимов. Пример: архетип, перикард, пестик, ассимиляция и т.д.
- Профессионализмы. Термины, слова, полуофициального или неофициального ряда, которые применяются людьми в конкретной профессиональной деятельности. В литературный язык эти средства выразительности не входят. Пример: трап, фюзеляж, баранка (руль), алиби, киноварь и т.д.
- Канцеляризмы. Такие выражения и слова закреплены за официально-деловым стилем. Пример: поставить вопрос, рассмотреть под другим углом и т.д.
Средства выразительности ЕГЭ в русском языке способны значительно повлиять на содержание и интонацию в речи и письме (яркий пример — письмо Татьяны к Онегину). Причем они могут как обогатить речь человека, так и испортить ее. Так, например, если использовать канцеляризмы в других стилях, то текст получается избитым, клишированным и полным ненужных оборотов.
Тропы
Под тропами подразумеваются различные словосочетания или даже отдельные слова, которые применяют в переносном смысле:
- Эпитет. Показывают свойства предметов, явлений, а потому чаще всего являются прилагательными. Пример: дым горячий, кудрявый, застилающий глаза.
- Сравнение. Происходит сопоставление разных явлений, обладающих схожими свойствами либо характеристиками. Пример: голодный, как волк, устал, как собака, метнуться кабанчиком.
- Метафора. Используются в виде скрытого сравнения, при котором один объект наделяют свойствами и признаками другого. Пример: резануть взглядом, руки горят огнем.
- Олицетворение. Наделяет неживые предметы характеристиками одушевленных. Пример: вьюга завыла, небо заплакало, мотор ревел.
- Метонимия. Использование некоторых слов на основании смежности и близости понятий. Пример: ученики шумели – класс шумел, читать Хемингуэя – читать книгу Хемингуэя.
- Аллегория. Абстрактное и обобщенное значение, собранное в определенном образе. Наиболее часто встречается в баснях, где изображаются животные, предметы, но на самом деле подразумеваются люди и их недостатки.
- Перифраз. Иносказания с описательной характеристикой, при котором одно понятие заменяется другим, синонимичным для представленного контекста. Пример: черное золото, голубая планета и т.д.
- Эвфемизм. Замена одних высказываний с грубым или неприличным смыслом на другие, более нейтральные. Пример: война – конфликт, готовый – пьяный.
- Гипербола. Преувеличение свойств предмета, отдельного явления, либо их количества. Пример: сто раз уже сказал, ждать вечность, море слез.
- Литота. Противоположна гиперболе, показывает свойства явления, предмета в намеренно преуменьшенном виде. Пример: от горшка два вершка, рукой подать.
- Оксюморон. Предполагает использование двух противоположных по значению понятий в рамках одного словосочетания, предложения. Пример: обжигающий холод, звонкая тишина.
- Синекдоха. Используется для замены одного названия другим. Пример: на Олимпийских играх лидировала Россия.
- Ирония. Применение выражения или отдельного слова в обратном смысле для насмешки. Пример: добро пожаловать в мои хоромы (приглашение в маленькое жилье).
Такие средства выразительности ЕГЭ в русском языке используются как в рамках обычной разговорной речи, так и в литературных произведениях. С их помощью удается более полно и образно описать явление, предмет, человека и собственное отношение к происходящему.
Фонетические средства выразительности
Данные средства выразительности связаны напрямую со звуком. С их помощью удается воссоздать определенные образы, ассоциации. Выделяют:
- Звукоподражание. Называется также ономатопеей или звуковой изобразительностью. Помогает с помощью используемых слов воссоздавать звуки окружающей обстановки. Пример: шуршать, хрюкать, писк, дребезжать.
- Аллитерация. Повторение согласных звуков или любой звуковой повтор. Пример: шины шуршали на новом шоссе.
- Ассонанс. Повторение гласных звуков, причем обычно – ударных. Пример: ушки на макушке.
- Звуковая анафора. Повторение или сочетание определенной группы звуков. Пример: Вольный ветер в высь взвивался.
- Звуковая эпифора. Повторение звуков в окончании отдельных частей текста. Пример: как сделать свою работу – мы знаем, как получить свои кровные – мы знаем.
- Анаграмма. Отдельное слово, в котором перестановка букв и звуков образовывает новое слово. Пример: удар – руда, торф – форт.
- Паронимическая аттракция. Это своеобразная звуковая метафора, при которой используется намеренное сближение слов со схожим звучанием. Пример: ваша киска купила бы Вискас.
- Звуковой символизм. Позволяет с помощью использования определенных слов, звуков вызвать эмоциональный, визуальный, слуховой отклик. Пример: мышиный писк привлекал киску.
Средства выразительности в фонетике позволяют воздействовать на воображение читателя, собеседника, слушателя. Ощущение образа, созданного звуками, происходит на уровне подсознания вне зависимости от желания человека.
Синтаксические средства выразительности
К этому типу средств выразительности относят восклицательные или вопросительные односоставные предложения, а также вводные конструкции и слова, обращения, сравнительные обороты. В письме такие элементы выделяют знаками препинания.
Приемы
За счет изменения интонации и построения предложения можно добиться большей выразительности текста. Достигается это за счет создания различных конструкций:
- Риторический вопрос или восклицание: Ане ты ли не так давно потратил все деньги? Конечно не ты!
- Вопрос: Когда уже пойдет дождь?
- Восклицание: А вот и солнце вышло из-за туч!
- Обращение: Маша, ты сделала домашнее задание?
- Сравнительные обороты: он был легким, как перышко.
- Союзное повторение: И гремело, и шумело, и сверкало за окном.
За счет таких средств удается придать тексту выразительности, усилить эмоциональную окраску предмета или явления.
Средства
Синтаксические средства часто используются не только в литературной речи, но также и в разговорной. Наиболее яркие примеры:
- Анафора, при которой повторяется начало конструкции предложения: Надо проще относиться к трудностям, надо просто жить.
- Эпифора, при которой повторяется последние слова в предложении: первое слово – мама, нужна помощь – мама, страшно – мама…
- Антитеза (противопоставление): ты очень беден, я – богат.
- Инверсия (обратный порядок слов): легкой шел поступью он.
- Градация (усиление эмоционального эффекта с каждым словом): Это было ужасно, кошмарно, просто невообразимо.
- Парцелляция (интонационное разделение целого предложения на отдельные отрезки): И дождь шел. И капли капали. И серое небо над головой.
- Многосоюзие: и легко, и просто, и нежданно она ворвалась в чью-то жизнь.
- Бессоюзие: легкий бриз, спокойно море, чайка белая плывет.
- Риторическое обращение: Гнев людской, о гнев людской.
- Синтаксический параллелизм: кто-то наслаждался буйным ветром, кто-то – яркостью заката.
Использование различных средств выразительности позволяет создавать более глубокий эмоциональный отклик у слушателя или читателя. Причем используются подобные приемы как в литературной, так и в разговорной речи, а отдельные слова и термины – в официально-деловом стиле. Разобраться в заданиях ЕГЭ по средствам выразительности обычно не составляет труда, хотя и придется выучить указанные выше термины для успешной сдачи экзамена.