Как писать сочинение по русскому языку на ЕГЭ 2023

Подготовка к ЕГЭ

Многие учащиеся одиннадцатого класса испытывают панику при упоминании экзамена по русскому языку, однако он не так страшен, как кажется школьникам. Чтобы успешно сдать тестовую часть ЕГЭ необходимо лишь владеть базовыми знаниями работы с текстом и малыми единицами языка. Для письменной части экзамена понадобится более осмысленный подход, например, ранняя подготовка и тренировка навыков письма. Лучше всего выучить наизусть такую «шпаргалку» как структура сочинения ЕГЭ по русскому языку. В самой подробной форме она представлена ниже.

Из чего состоит итоговое сочинение

Из чего состоит итоговое сочинение

Чтобы понимать, как писать сочинение по русскому ЕГЭ в 2023 году, стоит разобраться, из чего состоит работа. Итак, экзамен содержит две части и двадцать семь заданий, которые ученик должен выполнить за три часа тридцать минут (210 минут).

Традиционно, первая часть экзамена состоит из тестовых заданий, короткие ответы на которые школьник заполняет в специальном бланке. Здесь необходимо будет всего лишь вписать цифру, последовательность цифр или короткое слово, словосочетание.

Вторая часть работы предлагает школьникам выполнить одно единственное задание, а именно, написать сочинение на определенную тему. Как раз это и пугает многих одиннадцатиклассников, ведь данное задание направлено на проверку практических навыков письма, которые навсегда хорошо развитыми современных детей.

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку

К счастью, разработчики экзамена давно готовы помогать школьникам, поэтому была разработана так называемая инструкция по выполнению задания, то есть, структура итогового сочинения. Бывает, что в разных источниках она разнится по названиям пунктов, но смысл всегда остается один.

Итак, сочинение необходимо писать по следующему плану (новый пункт — новый абзац):

  • 1. Вступление. Формулировка проблемы на основании текста.
  • 2. Комментарий об имеющейся проблеме, пример и пояснение.
  • 3. Второй пример-иллюстрация + комментарий о примере.
  • 4. Анализ смысловой связи двух примеров.
  • 5. Формулировка позиции автора текста.
  • 6. Личное отношение к позиции автора + пояснение.
  • 7. Заключительная часть.

Теперь рассмотрим каждый абзац подробнее.

Вступление

Вступление

Вступление — крайне важная часть сочинения, оно придает тексту целостность и осмысленность. Цель вступления состоит в том, чтобы ввести читателя в курс проблемы. Первый абзац сочинения не следует делать большим, два или три предложения хватит для понимания темы работы и перехода к основной части.

Стоит написать некоторую информацию об авторе прочитанного текста, содержании и актуальности проблемы, задать вопрос. Например, «Текст выдающегося русского автора (писателя, прозаика, литератора и т.д.) *имя* вынудил меня размышлять над проблемой *проблема текста* (войны и мира, жизни и смерти, роли религии в жизни человека и т.д.) + формулировка вопроса, связанного с проблемой (Ради чего люди воюют? Для чего человеку религия?).

Основная часть

Комментарий

Далее переходим на следующий абзац, где необходимо изложить комментарий к поставленной проблеме текста и добавить аргумент к своим доводам в виде примера-иллюстрации из самого текста. Также не забудьте пояснить свое доказательство.

Эту часть можно написать по образцу: «Говоря о проблеме, писатель (ФИО) уделяет большое внимание главному персонажу (здесь кратко расписываем судьбу героя своими словами и переходим к аргументу). Прозаик утверждает, что герой (пример из текста в виде цитаты или косвенной речи), то есть (пояснение примера)».

Второй комментарий

Третий абзац тоже необходимо посвятить аргументу, но уже отличающемуся от первого. Например, пишем так: «В предложениях № (номера предложений из текста) автор указывает (отмечает, примечает, утверждает, пишет). чувствах героя (каких?)». А затем поясняем написанное автором, используя вводные слова.

Основная часть

Анализ смысловой связи между аргументами

В этом пункте находим смысловую связь между указанными ранее примерами из текста и анализируем. Аргументы могут связаны несколькими способами:

  • объясняют;
  • противопоставляются;
  • сравниваются;
  • один — причина, другой — следствие;
  • определяют понятие.

В этой части сочинения рекомендуется использовать клишированные фразы типа:

  • «Оба примера из текста поясняют важную мысль писателя…»,
  • «Данные примеры противопоставляются друг другу, чтобы…»,
  • «Сравнивая ситуации в приведенных аргументах, писатель отмечает…»,
  • «Упомянутые примеры текста представляют собой причину и следствие происходящих случаев…»,
  • «Оба аргумента делают понятие … ясным для читателя…» и так далее.

В следующем абзаце сочинения ученик пишет о позиции автора или рассказчика текста. Для написания пользуемся предложениями «Писатель (публицист, драматург) утверждает (если позиция выражена прямо) или незаметно подмечает (если косвенно)».

Затем вновь отступаем строку и создаем абзац с собственным мнением по поводу мнения автора. Например, «Я согласна/не согласна с отношением рассказчика к проблеме, так как…» и обязательно поясняем.

Заключение

Заключение

В заключительной части будет достаточно одного-двух предложений для завершенности сочинения ученика. Используйте подобные фразы: «В заключение, можно сделать вывод о том…»

Алгоритм написания итогового сочинения

Алгоритм написания итогового сочинения

Итак, в статье был подробно описан самый полный алгоритм написания итогового сочинения. Запоминайте клишированные фразы и воспользуйтесь ими при работе с абсолютно любым текстом на экзамене. Учитывайте то, что работа ученика должна содержать как минимум 150 слов. Максимальное количество баллов за задание — 25.

Vika
Оцените автора
Репетитор
Добавить комментарий